Сериал "Плевако": разбор современного телевидения
Сериал "Плевако": деконструкция классики или неудачный карго-культ?
Сериал "Плевако", который вышел в 2024 году под чутким руководством Анны Матисон, мгновенно стал объектом бурных обсуждений и горячих споров. В главных ролях блистают известные актеры Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Тем не менее, за пышными именами и визуальной эффектностью скрывается произведение, вызвавшее как шквал критики, так и повышенный интерес со стороны зрителей. Давайте вместе разберемся, что же такое на самом деле это творение.
Сюжет: лубок вместо исторической драмы
Сюжетный канва сериала задекларирован как основанный на реальных событиях, однако с первых кадров становится очевидно, что следует ожидать совсем не исторической точности. История о великом юристе Фёдоре Никифоровиче Плевако превращается в зрелищный кинокомикс с элементами боевика, мистики и нелепой сентиментальности. Главного героя, переименованного в Николая Фёдоровича (что, похоже, сделано для того, чтобы облегчить зрительское восприятие), изображают как современного супергероя, обладающего навыками паркура, кунг-фу и даже суперзрением.
На старте повествования разворачивается абсурдная сцена, где Плевако, похоронив мать по языческому обряду, демонстрирует свои способности на подпольных боях без правил. По возвращении в Москву он начинает громкое дело о преступлении против аристократа. Каждая серия предлагает зрителю новый судебный процесс, в ходе которого герой использует дедуктивные методы, обширные познания и способность восстанавливать 3D-проекции событий прошлого. И всё это с участием акробатических трюков и флешбэков, создающих странный микс исторической комедии и стилистики "Матрицы".
Историческая точность: жертва постмодернизма
Одним из основных объектов критики складывается абсолютно безразличное отношение создателей к историческим фактам. Для примера, антагониста – обер-прокурора Святейшего Синода, Константина Петровича Победоносцева, представляет как человека, который начинает вмешиваться в уголовное дело, отвлекаясь от своих прямых обязанностей. Этот сюжетный поворот выглядит абсурдным, потому что департамент Святейшего Синода с точки зрения истории занимался исключительно духовными вопросами и цензурой. Также вызывает сомнения регулярное пересечение путей героев между Москвой и Санкт-Петербургом, при том, что служба Победоносцева находилась именно в первой столице. По всей вероятности, сценаристы не утруждали себя исследованием исторических реалий, подразумевая, что в XIX веке между городами курсировала некая версия "Сапсана".
Промышленник Демидов, второй антагонист сериала, изображен как карикатурная версия злодея, который издевается над женой и занимается битьем посуды. Этот штамп обделяет персонажа глубиной и делает его типичным антагонистом, значительно облегчая задачу основному герою.
Адаптация проблемы: западные штампы в русской традиции
Сравнение с западными проектами становится неизбежным. В отличие от таких удачных постановок, как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", которые бережно относятся к историческим событиям, "Плевако" больше напоминает абсурдный комикс. Стремление подражать современным трендам порождает абсурдные ситуации: помощник Плевако постоянно подкидывает английские слова в беседы, а сам герой демонстрирует свои калмыцкие корни с пафосом, которому позавидуют герои Marvel.
Влияние феминизма и культурного марксизма ощущается также на уровне образов сильных и независимых героинь, их реплики иногда смахивают на лозунги из Twitter. Вместо углубленной проработки характеров создатели опираются на штампы, призванные угодить современной публике.
Кастинг и актерская игра: кто где блеснул
На фоне очевидных недостатков сценария, актерская игра выглядит довольно прилично. Сергей Безруков способен передать харизматичность юриста, хотя иногда увлекается чрезмерным показом своих "духовных озарений". Ольга Лерман в роли Марии Демидовой добавляет необходимую драму, но её не хватает яркости, для того чтобы сделать персонажа запоминающимся. Николай Шрайбер, в свою очередь, удачно компенсирует недостачу партнерши, создавая образ безумного мужа с выразительной экспрессией.
Игорь Гордин, играющий Победоносцева, использует свой театральный опыт для придания необыкновенности персонажу, однако даже его талант не спасает образ от сценарных нелепостей. В целом, кастинг представляет собой результат, который соответствует общей сложности проекта: качественно, но не без недостатков.
Визуальные эффекты и техническая сторона
Несмотря на сюжетные слабости, визуальные составляющие сериала вызывают положительные эмоции. Костюмы, декорации и операторская работа создают атмосферу, которая хоть и не погружает зрителя в реальный XIX век, тем не менее выглядит весьма эстетично. Флешбэки изобилуют стильным исполнением, хоть иногда и перегружены манерностью. Единственный важный минус – слабая динамика сцен, которые нередко напоминают театральные представления, лишенные необходимых кинематографических energий.
Заключение и выводы
"Плевако" — это типичный образец современного российского телевидения, который балансирует на грани пародии и попыток создать что-то выдающееся. Авторы стремятся угодить всем: и поклонникам исторических драм, и любителям боевиков, и тем, кто ценит хороший абсурд. Итог? Эклектичный проект, который одновременно вызывает смех, разочарование и интерес.
Так стоит ли смотреть этот сериал? Если вы готовы отринуть сценарные недостатки и исторические неточности, то "Плевако" может стать неплохим способом развлечься. Но если вы ищете глубину и историческую точность, лучше обратить внимание на другие посылы. Это скорее аттракцион, нежели серьезное произведение, и, возможно, именно это следует считать его главной ценностью.